Поделиться
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
18.04.2022 Часто задаваемые вопросы о получении электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС России /ФОТО/
Часто задаваемые вопросы о получении электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС России /ФОТО/
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» с 01.01.2022 обязанность по выпуску квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП) возлагается на Федеральную налоговую службу (пункты выдачи КЭП).
Еще с прошлого года в Межрайонной ИФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре реализован пилотный проект по выдаче КЭП юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и нотариусам. В настоящее время услуга еще более востребована, ведь КЭП необходима, к примеру, для представления налоговой и бухгалтерской отчетности, доступа к полному функционалу электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», для участия в тендерах и для предоставления интересов на многих других площадках.
На сайте ФНС России www.nalog.gov.ru опубликованы часто задаваемые вопросы о получении КЭП в удостоверяющем центре ФНС России. Также на главной странице данного сайта размещен раздел «Как и где получить электронную подпись?», где налогоплательщики могут узнать подробности и условия получения и использования КЭП. Представим Вашему вниманию основные вопросы, которые интересуют налогоплательщиков, и ответы на них.
Что необходимо предоставить юридическому лицу/индивидуальному предпринимателю для получения квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи в удостоверяющем центре ФНС России (КСКПЭП)?
Юридическому лицу при обращении в удостоверяющий центр ФНС России для получения квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП) необходимо представить оригиналы следующих документов:
- документ, удостоверяющий личность;
- СНИЛС;
- USB-носитель ключевой информации (токен) для записи квалифицированного сертификата и ключа электронной подписи, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России (приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах).
Как получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи в Удостоверяющем центре ФНС России (КСКПЭП)?
Шаг 1. Купите USB-носитель ключевой информации (токен) для записи квалифицированного сертификата проверки электронной подписи (далее – КСКПЭП) и ключа электронной подписи (далее – КЭП), сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России (приобрести такие носители можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных интернет-магазинах).
Шаг 2. Подготовьте документы:
- документ, удостоверяющий личность;
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
Шаг 3. Посетите Удостоверяющий центр ФНС России (далее - УЦ ФНС России) и представьте документы и носитель ключевой информации (токен). Сотрудники УЦ ФНС России проведут идентификацию личности и запишут на предъявленный носитель КЭП и сертификат к нему. Наиболее удобный способ спланировать визит в УЦ ФНС России – запись с помощью сервиса «Онлайн запись на прием в инспекцию».
Получить КСКПЭП в УЦ ФНС России также можно через Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, заполнив заявление. После заполнения электронной формы заявителю будет предложено выбрать удобное место и время для визита в УЦ ФНС России, чтобы подтвердить личность и получить на руки электронную подпись.
Руководители организаций, которые решили подать заявление электронным способом, должны это сделать через Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц.
Шаг 4. Загрузите необходимое программное обеспечение (КриптоПро CSP и другое нужное программное обеспечение для работы с носителем ключевой информации (токеном) и установите сертификат на свое рабочее место.
В какие сроки Удостоверяющий центр ФНС России осуществляет выдачу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (КСКПЭП) Заявителям?
Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (далее – КСКПЭП) создается после подтверждения достоверности представленных сведений в течение 15 минут с момента подачи заявления и прилагаемых документов.
Срок создания КСКПЭП может быть увеличен до 5 календарных дней в случае несвоевременного получения сведений, необходимых для создания КСКПЭП и находящихся в распоряжении государственных органов, иных органов.
Предварительно можно записаться на прием в Удостоверяющий центр ФНС России с помощью интерактивного сервиса ФНС России «Онлайн-запись на прием в Инспекцию» на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru.
Какие существуют доверенные лица Удостоверяющего центра ФНС России? Где на официальном сайте ФНС России можно ознакомиться с полным списком доверенных лиц?
Удостоверяющий центр ФНС России вправе наделить третьих лиц (далее - доверенные лица) полномочиями по приему заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также вручению сертификатов ключей проверки электронных подписей от имени этого удостоверяющего центра.
Список доверенных лиц размещен на главной странице официального сайта ФНС России в разделе «Как и где получить электронную подпись?» во вкладке «Доверенные лица УЦ ФНС России».
В частности, доверенными лицами Удостоверяющего центра ФНС России являются следующие организации:
ПАО «Сбербанк России»;
АО «Аналитический центр»;
ПАО «Банк ВТБ».
Кому и где получать электронную подпись с 2022 года?
Частному физическому лицу (в том числе физические лица действующие от имени организации по доверенности) можно получить электронную подпись физического лица (ФЛ) в аккредитованном удостоверяющем центре.
Руководителю организации (лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности) можно получить электронную подпись юридического лица (ЮЛ), в которой указан руководитель, в Удостоверяющем центре ФНС России.
Индивидуальному предпринимателю можно получить электронную подпись индивидуального предпринимателя в Удостоверяющем центре ФНС России.
Нотариусу можно получить электронную подпись нотариуса в Удостоверяющем центре ФНС России.
Бюджетным организациям можно получить электронную подпись должностных лиц государственных органов в Удостоверяющем центре Федерального Казначейства.
Кредитным организациям, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим поднадзорные ЦБ виды деятельности можно получить электронную подпись юридического лица (ЮЛ), в которой указан руководитель, в Удостоверяющем центре Центрального банка Российской Федерации.
Сфера использования квалифицированной электронной подписи (КЭП)?
Квалифицированная электронная подпись (КЭП) используется при совершении гражданско-правовых сделок, оказании и получении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий в различных информационных системах. Область использования конкретного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее – КСКПЭП) зависит от объектных идентификаторов.
Объектный идентификатор - это дополнительный и необязательный атрибут КСКПЭП, который может предоставлять дополнительную информацию:
- о владельце КСКПЭП и о его полномочиях;
- об области использования данного сертификата (для работы с какими государственными порталами и для взаимодействия с какими государственными органами можно использовать полученный КСКПЭП);
- об удостоверяющем центре, который выдал КСКПЭП;
- информация для приложений и сервисов, которые используют этот сертификат.
Каким образом оформляются полномочия на сотрудника ЮЛ/ИП для подписания документов квалифицированной электронной подписью?
Доверенность для представления отчетности организации или индивидуального предпринимателя на уполномоченного представителя может быть представлена в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, а также передана по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в виде электронного документа, согласно утвержденного формата, заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя или в виде сканированного образа бумажного вида доверенности.
На бумажном носителе доверенность на уполномоченного представителя организации оформляется в произвольной форме на бланке организации и заверяется руководителем организации (лицом, имеющим право действовать от имени организации без доверенности).
Уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Доверенность в электронной форме формируется согласно утвержденному формату, подписывается электронной подписью руководителя организации/индивидуального предпринимателя и направляется в налоговый орган через оператора электронного документооборота по ТКС.
Доверенность должна быть представлена в налоговый орган не позднее трех дней со дня наделения представителя соответствующими полномочиями.
В случае направления налоговой бухгалтерской отчетности (далее - НБО) по ТКС уполномоченным лицом налогоплательщика, его доверенность предоставляется налоговому органу до направления НБО.
На официальном сайте ФНС России размещен интерактивный сервис «Создание и проверка доверенности в электронной форме», который позволяет создать доверенность в электронной форме для предоставления в налоговые органы, а также проверить электронную доверенность.
Более подробно на сайте ФНС России www.nalog.gov.ru